Меню+7 (812) 764-44-22

Чего не хватает в программах MBA?

Коммуникативная компетентность, лидерские навыки и другие навыки взаимодействия с людьми (так называемые soft skills) являются одними из самых востребованных в корпоративном мире. И в то же время – наименее представленными в программах MBA.

Навыки, которыми обладает человек, делятся на две группы: hard skills и soft skills (по аналогии с hardware и software в компьютерах). Hard skills – это «железо», те навыки, которые нам необходимы, чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Это наше образование, опыт, дополнительные знания. Долгое время считалось, что эффективность работы зависит именно от уровня развития именно этих навыков. Поэтому такую огромную роль в том, получите ли Вы работу, играл Ваш диплом, Ваш уровень интеллекта и количество пройденных курсов и полученных сертификатов. В связи с этим и появился бум на обучение: сейчас вполне нормально наличие двух высших образований (а то и три), MBA и множество сертификатов о прохождении специализированных курсов и семинаров. Как выразили это авторы книги «Бизнес в стиле фанк»: левое полушарие современных менеджеров настолько перегружено, что просто поразительно, что они еще умудряются ходить по прямой, а не кругами.

Однако работодатели имели возможность убедиться, что только этих навыков для эффективной работы недостаточно. Необходимо еще и умение их использовать, тот «софт», который заставит максимально эффективно применять имеющиеся знания и опыт. Эту функцию выполняют soft skills – навыки взаимодействия с людьми: умение общаться, выступать публично, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями и эмоциями других, мотивировать и вдохновлять и т.д. Опрос компании QS TopMBA, в котором участвовали 508 работодателей МВА, выявил, что наиболее важными для них являются навыки общения, стратегическое мышление и лидерство. Это опрос показал, что хотя почти все работодатели были удовлетворены аналитическими, языковыми и техническими навыками выпускников МВА, среди них распространено мнение, что школы должны тщательно разрабатывать сферу развития soft skills (по данным сайта www.mbaconsult.ru).

Рекрутеры также делают основной акцент на soft skills и лидерских качествах. «Обычно мы очень довольны теми МВА, которых устраиваем на работу. Некоторые из них занимают большинство управленческих должностей высшего уровня по всему миру, но многие не проходят даже интервью. Кажется, что некоторые школы вообще игнорируют развитие лидерства и организационного поведения на уровне МВА, хотя эти предметы становятся основными на курсах обучения руководящих работников» - говорит Димитрис Белбас, рекрутер МВА одной из британских компаний.

Действительно, деловое образование в Европе и нашей стране по-прежнему ориентировано на развитие hardskills. «Это забавно, поскольку еще до известной истории с компанией Энрон (крупнейшее банкротство в истории корпоративной Америки. До краха члены совета директоров компании считались одними из гениальнейших управленцев в своей сфере – Прим. С.Ш.), исследования показали, что менеджеры редко не справляются со своими обязанностями не из-за отсутствия опыта. Чаще это происходит из-за неразвитых softskills и практической сообразительности» (Harvard Business Review, 2005). Более того, после прохождения MBA-программ некоторые soft skills могут не улучшиться, а даже ухудшиться. Например, Дэниэл Гоулман приводит в своей книге «Эмоциональное лидерство» пример исследования среди студентов MBA, у которых за время обучения улучшились навыки, например, самоконтроля, но ухудшились навыки управления отношениями (к которым относятся и лидерские качества, и управление конфликтами).

Неудивительно, что выпускники MBA сталкиваются с трудностями не только при устройстве на новую работу, но и на своем прежнем месте работы. Приведу простой пример из практики. Молодой менеджер компании, отправившись на MBA по собственной инициативе и за свой счет, с учетом нового образования сразу же увидела новые возможности развития для компании и недостатки существующей системы. Однако до руководства и коллег она доносила информацию в весьма резкой форме. Смысл ее высказываний сводился к тому, что «у нас все не так», и только она знает, как надо. Меньше, чем через два месяца девушка была вынуждена уволиться, поскольку окончательно испортила отношения с коллегами и руководством.

Значительная часть американских бизнес-школ сейчас переписывает учебные планы с целью включения программ развития soft skills и удовлетворения потребностей сегодняшних студентов и работодателей. В Lancaster University Management School, соглашаются: "В течение последних лет мы недостаточно инвестировали в обучение межличностной коммуникации. Теперь мы сосредоточиваем внимание на этой области, что привлекает лучших студентов".

Однако большинство MBA-программ по-прежнему не способствуют развитию soft skills, несмотря на то, что делают много громких заявлений по этому поводу. "Бизнес-школы никогда не отличались качественным преподаванием soft skills", - отмечает выпускник Manchester Business School.

Ключевой ошибкой при этом обучении является включение в программу обучения курсов по развитию soft skills в формате семинаров и лекций, то есть студентам читают курс лидерства. Такое обучение повышает hard skills слушателей, т.к. расширяет их знания в области менеджмента. При этом очевидно, что способствовать реальному развитию навыков взаимодействия с людьми такое обучение не может. Для развития soft skills необходима практика – то есть тренинги и коучинг. Причем тесно связанные с основной программой обучения, формирующие программу психологического сопровождения учащихся. Есть бизнес-школы, которые акцентируются на таких программах. К примеру, Уэзерхэдшая школа менеджмента известна своими успехами в области развития эмоциональной компетентности. Такие комплексные программы обеспечивают не только формирование, но и закрепление навыков, и оказываются весьма эффективной формой обучения. 

Что делать, если выбранная вами программа обучения MBA не способствует развитию soft skills? Имеет смысл параллельно с основным обучением проходить лидерские программы, тренинги и коучинг. Тогда вы будете значительно более привлекательным специалистом для современного работодателя, и ваши возможности выбора работы будут шире. А кроме того, вы будете чувствовать себя на должности руководителя комфортнее и увереннее, даже если вы не имели управленческого опыта ранее.

все Статьи