Меню+7 (812) 764-44-22

ЭМОЦИИ И ШКОЛА: к чему готовиться родителю и ребенку?

ЭМОЦИИ И ШКОЛА: к чему готовиться родителю и ребенку?

С поступлением в школу, связано очень много хлопот и эмоций. Что для Ребенка, что для его Родителей это целый эмоциональный процесс. Для начала это подготовка, выбор «правильной» школы, знакомство с учителем, покупка формы, портфеля и т.д. И вот когда все собрано, а наш школьник красивый, причесанный и с цветами, услышал свой первый звонок в жизни и отправился на первый урок, так хочется выдохнуть, сказать «Ура!» и верить, что самое трудное позади. А для нашего школьника все только началось, и ребенок только вступил на этот путь трудностей и побед. Что же делать нам родителям? Как помочь своему чаду адаптироваться в этой новой жизни?

Начальная школа, это период одного из возрастных кризисов личности, который важно помочь пройти, для того, чтобы ребенок сформировал адекватное отношение к себе. Согласно, концепции Эрика Эриксона, в этом возрасте формируется самооценка личности. Ребенок вступает в период «взросления», и на подсознательном уровне решает для себя «смогу ли я выжить в этом мире», «буду ли я успешным». В это время может меняться поведение ребенка, которое может обескураживать родителей, от непонимания того, что происходит и от тревоги за будущее своего чада.

Что имеет смысл делать. В первую очередь, для ребенка имеет смысл создать пространство, в котором, он у него будет возможность обсуждать свои тревоги и получать поддержку. Начальные классы, это период страхов и тревог, которые ребенок чаще всего не осознает и начинает выстраивать «защитный механизм». Эта психологическая защита, чаще всего внешне может выглядеть как «уход в себя» или наоборот как «агрессивное поведение» и «бунт».

Чтобы помочь ребенку справиться с этими тревогами, необходимо, прежде всего, помочь ему научиться осознавать свои эмоции и управлять ими. Это, пожалуй, такой же важный атрибут для жизни в школе и мире, как портфель и форма, которыми мы уже его снабдили. Выделите время на обсуждение с ребенком событий прошедшего дня, пусть это станет традицией и у ребенка будет формироваться понимание того, что его поймут и примут с любыми его эмоциями и проблемами. 
Чтобы создать безопасное пространство для этих бесед, где ребенок почувствует, что может рассказать все:

 Будьте рядом с Ребенком, когда он делится своими переживаниями. 
Перестаньте торопиться сделать уроки и приготовить ужин. Это все может подождать 15-20 минут, тем более, когда вы решаете, более важную задачу. Ведь для ребенка гораздо важнее поддержка родителей, чем чистая рубашка и котлета на ужин. Кроме того, если вы с ребенком научитесь обсуждать и «снимать» тревоги прошедшего дня, то и уроки будут делаться быстрее и котлета будет гораздо вкуснее.

  •  Выслушивайте его, дайте возможность прожить эмоцию и проговорить все, что его «гложет»

 

  • Задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь? Где ты это чувствуешь? Когда это начинается? Что ты думаешь об этом? Чего именно ты боишься?»


Вот здесь остановлюсь чуть подробнее. Когда вы слушаете ребенка, воздержитесь от оценки реальности или нереальности этого страха – слушайте! Нам взрослым часто кажется, что «это и не проблема вовсе» и мы смело выдаем рекомендации «Да, ты просто не бойся», «Да, чего там страшного», стремясь успокоить ребенка, а эффект получается, к сожалению, обратный. Это понятный процесс: когда моему ребенку плохо, мне, как родителю, страшно, и я пытаюсь как можно быстрее вернуть его в более спокойное состояние.

Очень важно, чтобы ребенок не прятал эмоцию внутрь, а научился принимать и проживать ее, научился смело «встречаться» с этой эмоцией и справляться с ней, не подавляя ее. При этом если мы стремимся как можно быстрее успокоить ребенка, мы «заталкиваем» страх обратно на «полки подсознания», а это значит, что он снова вернется через какое-то время, только ребёнок его никак не проработает и не научится с ним справляться.

Кроме того, если мы начинаем высказывать свои оценки, на неосознанном уровне ребенок, может формировать оценку себя, как какого-то «неправильного», «ведь я не должен бояться, а я боюсь, значит со мной что-то не так». Очень важно сказать ребенку, что все живые люди испытывают эмоции, и есть вещи, которые действительно могут пугать, а смелость это не отсутствие страха, а умение его преодолевать. Можно привести пример про себя, рассказать случай, как вы тоже чего-то боялись.

  • Вспоминайте вместе (только после того как проговорил, что именно испытывает и чего боится), какие вы знаете способы преодоления страха. Предложите ему сделать успокаивающее дыхание (вдох и очень медленный выдох), мышечную релаксацию.

 

  •  Если вас самих что-то встревожило в его рассказе – проговорите эти опасения, предложите вместе подумать, что можно с этим делать, например, «Я ощущаю некоторое беспокойство по поводу того, что ты мне сейчас рассказал. Как думаешь, что мы можем с этим сделать?». 

 

  • Обязательно, поддерживайте Ребенка в том, что он поделился с вами этими переживаниями. Поблагодарите! Проговорите, что всегда будете готовы его выслушать и помочь справиться с этим!


Любые рекомендации, легче написать, чем их выполнять. Мне помогает одна мысль, которой я и поделюсь. Помните, у Вашего Ребенка есть все силы и смелость встретиться с жизненными трудностями и с различными эмоциями, прожить и справиться с ними! И, поддерживая его в этом стремлении, мы оказываем ему гораздо большую помощь, чем, если будем прятать «неприятные» эмоции и закрываться от «пугающих» нас проявлений этих же эмоций. 

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, исполнительный директор компании EQuator, руководитель Фонда развития эмоционального интеллекта. Член
международной организации ISEI (сообщество специалистов в области развития эмоционального интеллекта). Ведущий программ социальной адаптации для детей, находящихся без попечения родителей. Разработчик мастерских эмоционального лидерства. Мама сына

все Статьи