Меню+7 (812) 764-44-22

Эмоциональная компетентность и обучение

Выбор образовательных услуг сегодня огромен. Семинары, тренинги, активное обучение, интерактивное обучение E-learning, деловые игры, кейс-методы, MBA, курсы. (То ли дело раньше, кроме школы, ПТУ и института было только повышение квалификации, либо институт усовершенствования.) И учиться нужно многому: аутсорсинг, хедхантинг, мерчендайзинг, ассессмент, франчайзинг.... В общем-то, можно и запутаться. И все это полезно, важно, хотя и не всегда понятно.

В наше время все большее число руководителей приходит к пониманию важности обучения сотрудников компании и себя, в том числе. Программы обучения и тренинги для персонала из разряда модных переходят в разряд необходимых. Это понятно, при той скорости изменений, которая существует в современном мире, пожалуй, пора уже говорить об ускорении, т. е. скорости увеличения скорости. Как писали К. Нордстрем и Й. Риддерстрале в книге «Бизнес в стиле фанк» в будущем будут два типа компаний: быстрые и... мертвые. А чтобы быть быстрым, учиться необходимо. Вопрос чему, при таком-то выборе.

Дальнейшее наращивание только технической компетентности (конкретных знаний, навыков, управленческих схем) не всегда приводит к увеличению эффективности и достижению успеха. По западным исследованиям успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими навыками, знаниями и интеллектуальными способностями — IQ, и на 67% эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью — EQ. Эти данные приводил Джон Уитмор, основатель направления бизнес-коучинга в консалтинге на семинаре в Москве осенью 2003г. Причем для руководителей (лидеров) эти цифры различаются еще сильнее — 15 и 85% соответственно. Собственно коэффициент интеллекта IQ может быть определяющим разве что в каком-нибудь закрытом сообществе математиков-теоретиков, да и то, скорее всего, лидером среди них станет тот, у кого выше EQ.

Понятие эмоциональной компетентности достаточно новое. По некоторым источникам впервые об EQ как коэффициенте эмоционального интеллекта заявил в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. По другим — его ввели Джон Майер и Питер Саловей в 1990г. Однако наибольшее распространение оно получило в 1995 году благодаря книге Даниэля Гоулмана «Emotional intelligence. Why it can be more important than IQ», который обобщил и популяризировал исследования Гарвардского университета. В нашей стране подобные исследования тоже проводились, (у нас чаще используется термин «социальный интеллект»), но широкого распространения в сфере организационной психологии и консалтинга они пока не имеют. Хотя компании, которые уделяют серьезное внимание обучению и развитию персонала, уже делают ставку именно на развитие EQ. Так, например, осенью 2003 года корпоративный университет группы компаний «Северсталь» пригласил нас к сотрудничеству в программе подготовки лидеров стратегических изменений, в которой очень большой акцент делается на развитие эмоциональной компетентности. В стандартах ISO-9000 существует понятие социальной зрелости, в котором, на мой взгляд, речь идет об EQ.

На данный момент существует путаница в определении, что же такое EQ, связанная с отсутствием научной базы для этого понятия, то есть четкого определения и стандартизированных и принятых в российской научной среде методик измерения EQ.

Под эмоциональной компетентностью мы понимаем 3 фактора.
Осознание себя — своих чувств, эмоций, ценностей, ограничений, мотивов, и управление ими.
Осознание других — их чувств, эмоции и т. д. и управление ими.
Организация взаимодействия себя и других и управление этим взаимодействием.
На наш взгляд это определение является необходимым и достаточным, в том смысле, что оно вполне отражает современные воззрения на это понятие и в тоже время не является сильно перегруженным наукообразными терминами понятными только академическим психологам.

Итак, чему и как в связи с вышеизложенным имеет смысл обучаться. В компании «EQuator» существуют программы развития эмоциональной компетентности и, так называемый EQ-подход в проведении любых обучающих программ и тренингов, т. е. при обучении любым навыкам, мы особое внимание уделяем тому, какой они имеют эмоциональный аспект.

Само по себе обучение является очень «эмоциональным» процессом, особенно для взрослых людей. Они учатся совсем не так как дети. Существует даже наука андрагогика (как часть педагогики), исследующая особенности взрослых в процессе обучения. Для человека, уже имеющего жизненный опыт, начать обучаться чему-то, это, значит, признать, что ты чего-то не умеешь, практически поставить под сомнение свои прошлые знания, успехи, а то и все свои жизненные ценности. Как уж тут не загрустить...

А вот грустить-то (т. е. осознавать эту эмоцию) нам таким успешным и умным не положено. Более того, в деловом мире, как нигде, стараются маскировать, контролировать свои эмоции. Проще даже признать, что их вообще нет! Поэтому часто обучение идет не по пути узнавания нового, а скорее по пути — «это я и так знаю, а то, что не знаю — бесполезно». У психологов это называется рационализацией, защитой от неприятных, «неположенных» эмоций. Понятно, что, осознав эмоцию, мы имеем выбор либо отмахнуться от всего нового со словами «Да и не надо мне это», и умничать дальше либо «погрустить», да и делом заняться. Впрочем не только погрустить, мы также можем разозлиться или испугаться. Печаль, гнев, страх — это основные эмоции, тормозящие нас в любом деле. Каждый человек по нескольку раз на дню испытывает эти эмоции, однако пока они не дошли до определенного уровня, он их не осознает. Эмоции накапливаются и прорываются в самый неподходящий момент в виде неадекватного поведения. Нетривиальным явлением во всем этом является собственно процесс осознания, та самая эмоциональная компетентность. «Все гениальное необычайно просто, только понять это необычайно трудно».

Кстати, читающие эти строки, обратите внимание, что здесь Вам и так известно, а что... вызывает сомнения. Осталось только понять какую эмоцию, пусть мимолетную и еле заметную Вы сейчас испытали.

Обучение эмоциональной компетентности вызывает дополнительное препятствие в виде ассоциаций со словом «эмоциональная». Слово «компетентность» это уже устоявшийся бизнес-термин, принимаемый деловым миром. Слово же «эмоциональная» рассматривается почти как синоним словам «не рассудочный, легко возбуждающийся, несдержанный». Есть ли такому понятию место в бизнесе? В действительности эмоциям есть место везде и всегда. И человек без эмоций существовать не может! Есть еще две новости: хорошая и...мотивирующая. 1. Эмоциональная компетентность, это вещь развиваемая и тренируемая. Причем в отличие от IQ, который можно повышать только до определенного возраста (лет до25), а дальше просто накапливать знания, то EQ возможно развивать на протяжении всей жизни. 2. Это делается не в три дня. Необходимы программы развития EQ, некое новое стратегическое видение процесса обучения и развития и персонала и, в особенности, руководителей.

Стивен Кови в книге «Семь привычек высокоэффективных людей» приводит такую метафору, как «закон урожая», которая применима и в бизнесе и в личной жизни и в отношениях с людьми. Для того, что бы осенью собрать урожай, весной необходимо подготовить почву, посеять и все лето каждодневно трудиться над будущим урожаем. Быстрых решений не бывает, иначе получится как в очень старом советском анекдоте про китайцев, 25-го посеяли, 26-го выкопали — кушать хочется.

Недавно одна из участниц курса подготовки бизнес-тренеров, проводимого Центром «EQuator» на завершающей встрече группы так поделилась своими впечатлениями:

— Когда я пришла на первое занятие и практически в самом начале тренинга услышала вопрос «Что вы сейчас чувствуете?», то первой мыслью было: «Какое ваше дело до моих чувств». Захотелось встать и уйти. Но привычка доводить начатые дела до конца не позволила мне сделать это.

— Только примерно с четвертого месяца обучения, я стала понимать, какое большое значение имеют чувства и эмоции не только в тренингах, но и в работе. Происходившие во мне позитивные изменения стали замечать сотрудники, что поддерживало мою решимость завершить обучение.

На наш взгляд, глобальные тенденции современного мира таковы, что значимость эмоциональной компетентности, будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений. И, наконец, вспомним о том самом ускорении изменений, которое заставляет нас постоянно развиваться.

Так что, будущие успешные лидеры, выбирайте: быть вам эмоциональными и быстрыми или умными и.... степенными.

все Статьи