Меню+7 (812) 764-44-22

Как уволить сотрудника и не умереть

Согласитесь, увольнение – процесс не самый приятный, причем как для сотрудника, так и для руководителя. Беспокойно и грустно обоим. Говорить становится неловко, теряются слова. Даже само слово «увольнение» - звучит неприятно. Словарь русских синонимов говорит, что его можно заменить на «освобождение» от должности/работы/обязанностей. По-моему, освободиться от должности/работы/обязанностей уже звучит немного приятнее, чем «быть уволенным». Итак, если Вы собираетесь уволить сотрудника, но пока не знаете, «как ему об этом сказать», то эта статья, возможно, откроет Вам тайну. Я не говорю о том, что «все пройдет как по маслу», но есть 7 ключевых факторов, которые могут помочь сделать процесс увольнения чуть комфортнее.

1. Подготовка к разговору

Как и в любой непростой коммуникации и переговорах, одним из важных факторов успеха является подготовка. Что стоит сделать? Прежде всего, задайте себе вопрос, на сколько процентов Вы уверены в своем решении? Если есть сомнения, дайте себе время, чтобы осознать цену и ценность Вашего выбора. Если решение в голове уже есть, то пора действовать. Важно, что решение должно быть именно в голове. Потому что в душе Вам менее больно и неприятно не станет, особенно, если Вы хорошо относитесь к сотруднику. Уделите внимание эмоциональной настройке. Вспомните, что и Вы, и он – это хорошие люди, которые смогут поговорить и услышать друг друга. Пропишите ваш возможный диалог, составьте список вопросов, опишите ситуацию безоценочно, посоветуйтесь с теми, кто ЭТО уже делал, проговорите перед зеркалом – смоделируйте вашу беседу заранее. Когда Вам станет понятно, что и как можно сказать, это немного снимет беспокойство.

2. Внутреннее намерение

Поработайте со своими эмоциями. От того, что Вам неловко и беспокойно, Вы неожиданно можете начать злиться на сотрудника. Поделайте физические или дыхательные упражнения. Помните о том, что акцент – на долгом выдохе. Держите в голове идею о том, что Вы «желаете лучшего для себя, для него и для бизнеса». Или любую другую идею, которая будет иметь позитивное внутреннее намерение для этой ситуации.

3. БОС + ОВ + вера в Ψ

Безоценочное описание ситуации и открытые вопросы, приправленные верой в его потенциал, творят чудеса. Безоценочное – значит, содержит лишь нейтральные слова, которые описывают реальные факты, без эмоциональной коннотации. Открытые вопросы дадут возможность сотруднику самому рассказать, каким образом он видит ситуацию, и какой выход из нее он видит. Поверьте, если назрел такой разговор, то, скорее всего, вы примерно одинаково видите ситуацию. Позвольте сотруднику принять решение самостоятельно.

4. Человеческое лицо

В любой непонятной ситуации будьте просто людьми. Позвольте себе и ему сохранить человеческое лицо. Особенно ему. Можете искренне проговорить, что Вы чувствуете. Только не драматизируйте, все хорошо. Сохраняйте спокойный тон, говорите с паузами, поддерживайте контакт глаз.

5. Акцент на плюсах

Расскажите сотруднику, что Вам нравилось во взаимодействии с ним, за какие качества Вы его цените. Пусть он знает о своих сильных сторонах и использует это знание в дальнейшей работе. Будет непросто вспомнить «плюсы», потому что ситуация, очевидно, напряженная, если Вы решили с ним расстаться. Подумайте о его «плюсах» заранее, проанализируйте весь пусть становления этого сотрудника в компании, каким он был и каким стал, через что Вы прошли вместе с ним, когда он выполнил очень важную задачу и проявил свои лучшие качества. Вы будете удивлены, насколько Вам дорог этот человек, и даже, возможно, захотите оставить его, поэтому лучше прочитайте следующий пункт.

6. Срок годности

У каждого человека, который «сдает себя в аренду» работодателю за определенную плату, есть срок годности. И пусть Вас не пугает этот цинизм. Если на этапе внутреннего намерения все сделано верно, то Вы понимаете, о чем идет речь. Срок годности – период работы в компании, с пользой для себя и бизнеса, когда сотруднику есть, что отдавать и брать, и когда в этом есть баланс. Когда срок годности истекает, настает пора прощаться с человеком, и это нормально. Это решение может принять любая из сторон: как работодатель, так и сотрудник. Важно: срок годности распространяется только на эту текущую работу. Это означает лишь то, что теперь будет другая компания, которой он будет нужен и полезен, и которая будет полезна для него.

7. Не давайте обещаний

Ровно как беременной женщине, уходя в декрет, не стоит обещать, что она точно вернется на работу (потому что, кто знает, как маленький человек изменит ее жизнь), также и Вам не стоит обещать, что сотрудник может вернуться в компанию, «когда...». И тут поехали: когда разберется со своими делами, когда у компании возникнет потребность, когда будут лучшие финансовые времена. Короче говоря, когда рак на горе свистнет. Ни Вы, ни он, никто не знает, что будет потом. Поэтому перестаньте формировать будущее. Единственное, что можете пообещать (если готовы, конечно) – это поговорить потом еще раз и обсудить, но без каких-либо гарантий.

 Теперь идите готовьтесь и смело говорите, не тяните, и пусть все сложится наилучшим образом.

Спокойствия и внутренних сил!

все Статьи