Образование, какими мы его знаем - устарело
Образование, какими мы его знаем - устарело.
Если на пальцах изложить основы современной системы образования, то получится нехитрая схема:
- озвучивание теории: интересно ее слушать или нет зависит от лектора.
- имитация практики: представь, что у тебя есть 2 яблока, ты отдал одно, сколько осталось?
- проверка: какое количество информации задержалось в голове (а теперь достали листочки, проверочная работа).
И всё это происходит под воздействием угрозы: не запомнил, не понял, не воспроизвёл - два. Низкая оценка - это, по сути, наказание. Наказание - это угроза. Существует доказательство в нейропсихологии. Рептильная часть нашего мозга, самая древняя, при ощущении угрозы отключает все остальные части: префронтальную кору и части ответственные за обучение.
То есть, мы берем детей, заставляем их мозг отключиться и потом говорим им: «Действуйте». И так 20 лет (11 школа + 5 ВУЗ + всякие курсы и доп.образование).
Большая часть обучения взрослых строится по тем же принципам. К тому же, очень страшно начать делать по-другому то, что ты делал со всеми 20 лет подряд.
А что теории не будет?
Мне надо, чтобы меня кто-то контролировал.
Как 1999 году ученый-физик из Индии Sugata Mitra буквально сделал дыру в стене, которая отделяла технологическую компанию, в которой он работал, от реального мира, а именно, трущоб. В этой дыре он установил компьютер, который выходил лицом в трущобы. Он подключил компьютер к интернету, сделал так, чтобы его нельзя было украсть, и ушел.
Дети, которые жили рядом, не говорили по-английски и никогда не видели компьютера. Однако уже к концу первого дня они поняли, как серфить в интернете и стали друг друга этому учить.
Митра был ученым, поэтому он на всякий случай повторил эксперимент в разных частях Индии - итог всегда был одинаковым - дети быстро во всем разбирались и начинали друг друга учить.
Митра увлекся. Следующим шагом он привез компьютер в очень бедную деревню, собрал 12-летних детей, которые не говорили по-английски и сказал им разобраться в биотехнологиях. Через два месяца он вернулся и провел тест о базовых принципах биотехнологии. 30 процентов детей прошли.
Потом он решил добавить элемент grandmother method -когда женщина в возрасте просто находилась рядом и подбадривала: "Давай, отлично получается, разбирайся дальше", но ничему не учила. 50 процентов сдали тест.
Ученый продолжал экспериментировать. Он начал устанавливать компьютеры в школах и задавал более конкретные вопросы "Вторая Мировая Война - это плохо или хорошо?", потом возвращался через месяц и спрашивал. Он заметил, что если студенты разбирались в вопросе не сами, а дискутировали в малых группах, то сдача теста доходила до 76%
Сейчас Митра работает профессором в области образовательных технологий в Университете Нью-Касла в Англии. Он организовывает подобные self-organised learning environment по миру.
И в заключение, несколько вопросов (потому что вопросы полезнее, чем ответы). Это уже от меня:
- Как будет выглядеть образование и как оно будет влиять на глобальную конкуренцию через 10 лет?
- Какая разница между детьми, которые разобрались и прошли тест и теми, которые не прошли?
- Как должен выглядеть день сегодняшнего ребенка, чтобы он органично вписался в мир из пункта один?
Отвечать не обязательно, можно просто подумать.