Меню+7 (812) 425-42-24

Исследование про эмпатию

Английский ресурс HRNews недавно опубликовал исследование с «ошеломляющими» данными, утверждающее, что «менеджеры с высоким эмоциональным интеллектом менее популярны и менее эффективны».
Ловушка, в которую попали исследователи из Manchester Metropolitan University и французской бизнес-школы EMLyon, к сожалению, очень распространена. Она связана с ошибочным восприятием эмоционального интеллекта как, прежде всего, способности учитывать эмоции других людей. А это не так. Кому интересно, давайте разбираться подробнее.
Итак, в чем же проблема у этих «менеджеров с высоким эмоциональным интеллектом», о которых идет речь в исследовании? Оказывается, из-за высокого уровня эмпатии такие менеджеры боятся принимать непопулярные или жесткие решения, которые могут вызвать «негативные» эмоции у своих подчиненных.
Ну правильно! Менеджеры с высоким уровнем ЭМПАТИИ с очень большой долей вероятности столкнутся именно с такой сложностью! Именно поэтому мы довольно скептически относимся к запросам на обучение типа «давайте отрастим у них эмпатию!».
Но эмоциональный интеллект – это не только эмпатия. Хотя их часто путают. Даже, как мы видим, в университетах и бизнес-школах. В первую очередь эмоциональный интеллект – это способность подбирать нужное эмоциональное состояние для решения своих задач. И если менеджер боится принять непопулярное решение, потому что «это вызовет негативные эмоции у его подчиненных» - это свидетельствует о его не очень высоком эмоциональном интеллекте.
Что делает в подобной ситуации менеджер с высоким эмоциональным интеллектом? Ему предстоит принять неприятное решение. Он действительно понимает, что это решение может вызывать недовольство его сотрудников. А кроме этого, он осознает свое беспокойство по этому поводу. Если это беспокойство мешает ему действовать, он каким-то образом им управляет. Затем он думает о том, каким образом ему реализовать это неприятное решение с минимальными рисками: что он может сделать, чтобы снизить недовольство? Какие будут его шаги с учетом не только бизнес-задач, но и эмоций сотрудников? Составляет план и идет реализовывать решение.
То есть эмпатия – только одна часть эмоционального интеллекта. И по нашему мнению, не самая важная. Но именно она почему-то часто выходит на первый план, когда речь идет об ЭИ. Тогда и получаются такие «сенсационные» данные исследований…
Одно правда: менеджеры с высоким эмоциональным интеллектом и правда могут быть менее популярны. Это связано с тем, что менеджер выбирает нужное под его задачи эмоциональное состояние, и это совсем не означает быть «милым», соционормативным и позитивным. На фоне других «милых» менеджеров он действительно может быть менее популярным. Но при этом более эффективным.

все Статьи