Как вы поймете, что тренинг хорошо прошел?
- Как вы поймете, что тренинг хорошо прошел?
- Вот, например, есть у нас руководитель Иван. Вот когда у него будет выходной, он отложит свой телефон и не решит ни один рабочий вопрос.
Вчера общались с заказчиком на тему тренинга по базовым управленческим навыкам, а по сути основной лейтмотив тренинга должен получиться про выгорание. Редкий случай, когда заказчик так формулирует запрос. Они, говорит, тонут в текучке и решении текущих задач. Им некогда подумать! Им некогда задать себе вопрос: а что нам сделать, чтобы работать лучше через год, через два, через пять? Кто выигрывает от того, что они все время на связи?! – экспрессивно вопрошал он нас. Они проигрывают, их дети проигрывают, и бизнес тоже проигрывает! Они все знают у нас про цикл планирования и контроль, научите их забивать на контроль!
Но надо понимать, что вопрос рабочей перегрузки и профилактики выгорания – это не просто «уйдите домой в 18.00, а вечером вместо работы примите ванну или сходите погуляйте». Это прежде всего вопрос того, как научиться ощущать свою ценность и значимость без вот этой постоянной востребованности (ничего такая задача для корпоративного бизнес-тренинга, ага). Один из руководителей рассказывал: «Когда я вдруг осознал, что так работать больше нельзя, я стиснул зубы и научился раздавать свои задачи. Естественно, не сразу, но научился. И вот наступил день, когда у меня не было ни одного рабочего звонка. И ни одного письма в почте. И знаете что? Никогда в жизни я не чувствовал себя таким ненужным. Я думал, у меня до этого был кризис. Нет, кризис начался вот в этот день».
Люблю такие профессиональные челленджи. Посмотрим, сможет ли Иван отложить телефон) И как сделать так, чтобы у него после этого не наступила «лютая депрессия» (тоже цитата из заказчика).
И еще прикольное. Про сложных участников. Рассказывает: «Я когда у вас (примерно 10 лет назад) на тренинге был, все думал: ну что за бред вы несете! Но знаете, у меня до сих пор лежит запись с того дня, где надо было написать, какой ты сейчас и каким ты хочешь быть через какое-то время. Я писал и думал: что за хрень! Но так все и оказалось». (Мы прям Блиновская!). Вот иногда думаешь, что участник сложный, и тренинг для него прошел просто в ноль. А десять лет спустя узнаешь, что у него потом чуть ли не вся жизнь поменялась.
А в большинстве случаев и не узнаешь. Ну редко кто бросается тренерам писать: вы изменили мою жизнь! Не до них как-то, когда вся жизнь меняется.
Каждый раз напоминаю себе о таких случаях, когда мне кажется, что участник сложный. Мы никогда не можем быть уверены в том, что он решит сделать с тем опытом, который благодаря нам получил на обучении. И научиться с этим обращаться – задача профилактики уже тренерского профессионального выгорания. Иначе профессиональных кризисов и вопросов «зачем всё» не избежать…