Меню

Гиперактивный ребенок

Как понять, что мой ребенок - гиперактивный?

Гиперактивность – это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, которое характеризуется трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью.

По официальным данным около 30% детей имеют ту или иную степень гиперактивности. По неофициальным источникам – около 60%. Привести к этому может все, что угодно. Например, такие родовые травмы, как обвитие пуповиной, кислородная недостаточность или неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями.

Чаще всего признаки, которые могут свидетельствовать о возможной гиперактивности, наиболее отчетливо проявляются уже в старших группах детского сада или начальной школе. При этом чем раньше, мы обращаем на это внимание и начинаем заниматься этим вопросом, тем проще и психологически безболезненней происходит адаптация к этим особенностям и снижаются риски «социального отторжения».

Если первые признаки возможной гиперактивности удается заметить до года, то сильно поможет вовремя предпринять профилактические мероприятия и снизить возможные последствия для социализации ребенка.

На что имеет смысл обратить внимание:

Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, чрезмерная возбудимость, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, возможно незначительное отставание в освоении моторных навыков.

Это сигнал того, что стоит дополнительно обсудить это с неврологом и понять стоит ли что-то предпринимать. 

Что можно делать:

- массажи и мануальная терапия (позволяют снять мышечные напряжения, улучшить кровоснабжение мозга);

- режим дня (помогает структурировать время и развивать навыки планирования времени и концентрации внимания на одном виде деятельности);

- обучение простейшим навыкам управления эмоциями (дыхание, мышечные релаксации).

Чаще всего совсем заметна гиперактивность ребенка становится либо в детском саду на занятиях, либо в 6-7 лет, в начальных классах. Из своего опыта, как мама такого ребенка, могу сказать, что чем раньше удастся это определить, тем легче будет скорректировать это.

После того как заметили такие признаки, стоит обратиться к неврологу. Он уже отправляет вас на обследование, по итогу которого могут поставить диагноз. По-научному он звучит так: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).  

Ребенку поставили диагноз СДВГ, что дальше?

Сразу стоит отметить, что существует два кардинально разных подхода в работе с гиперактивностью.

Первый – медикаментозный способ. Специалисты прописывают, кроме занятий ОФК, различные седативные препараты, которые вообще снижают нервную возбудимость. Этот способ, например, очень распространен в Америке.

Некоторые психоневрологи и психологи прибегают ко второму подходу. Он заключается в работе над физиологическими причинами через массажи, выправление осанки, опорно-двигательного аппарата. Это выравнивает мышечные тонусы, улучшает кровоснабжение мозга. Также специалисты предлагают психологические методы работы: в организованности ребенка, концентрации его внимания на разных вещах, выстраивании определенного режима.

Тут каждый родитель сам выбирает какой-то путь и свой способ, как с этим дальше быть. Особая сложность – справиться со своим эмоциональным состоянием. Главное, научиться принимать такие особенности своего ребенка и понимать, что вот это он может делать, а это пока еще нет. И не делает он пока этого не из-за лени, вредности или отсутствия мотивации, а из-за того, что это вне рамок его возможностей.

Что такой диагноз будет значить для ребенка?

Это очень тонкий момент. Как правило, система рекомендует либо индивидуальное обучение, либо специализированные школы. Но родителям необходимо понимать, что у детей с гиперактивностью все хорошо с умственным развитием, логическим мышлением. Но поскольку они «неудобны» системе образования с поведенческой точки зрения и у учителей иногда нет достаточной информации и ресурсов (времени, терпения), чтобы заниматься таким ребенком, они рекомендуют коррекционные заведения.

Хорошей альтернативой может быть индивидуальное, домашнее обучение. Тогда мы сохраняем интеллектуальные способности и помогаем ребенку дозреть поведенчески. Но тут стоит помнить про фактор социализации в обществе.

Если говорить про коррекционные заведения, тут каждый принимает свое решение. Но я бы с осторожностью отнеслась к этому, потому что если уже в младшем возрасте ребенка определили как асоциального, поместили в какие-то соответствующие заведения, то к возрасту созревания (11-12 лет) он будет уже с низкой самооценкой, а в подростковом возрасте – зачастую с девиантным поведением, так как уже сам воспринимает себя как «неудобного», «неправильного», «ненужного».

Поэтому нужно очень внимательно посмотреть и подобрать адекватный для каждого конкретного ребенка способ развития и среду, в которой это будет возможно. Я поступила так: нашла обычную общеобразовательную школу, в которой готовы были с этим работать. Учителя приняли ребенка таким, какой он есть, и были согласны с тем, что он ценен сам себе со своими определенными особенностями.

Рекомендации для родителей

  1. Сформируйте понятный и предсказуемый режим для ребенка.
  2. Обязательно предусматривайте постоянную смену деятельности с перерывами. То есть это можно выстроить таким образом: если ребенок может непрерывно что-то делать 20 минут, то через каждые такие циклы я ему делаю перерыв и предлагаю другую деятельность. Затем возвращаемся к тому же занятию.
  3. Работайте со своим эмоциональным фоном. Почаще «выдыхайте» и не давите на ребенка. Сохраняйте эмоциональный штиль.
  4. Соотносите свои требования с реальными возможностями ребенка. Не требуйте от него того, чего он пока сделать не может.
  5. Развивайте его навыки осознания и управления собственными эмоциями. Вербализуйте эмоции: «Я вижу, что ты сейчас начинаешь злиться..».
  6. Давайте корректную обратную связь. Вместо «что ты опять всех бесишь/всем мешаешь» говорите «смотри, когда ты так громко кричишь и бегаешь, другие люди не могут сосредоточиться, давай попробуем что-то с этим сделать..». То есть не наезжаем, а показываем, что его поведение не соответствует тому пространству, где он сейчас находится.
  7. Предлагайте ребенку способы, которые помогут ему успокаиваться, концентрироваться: подышать, поприседать, пойти умыться, размяться, озадачить делом.
  8. Подкрепляйте успехи позитивной обратной связью. Когда у него получается высидеть, сконцентрироваться, можно сказать: «Смотри, как здорово у тебя получилось».

Какой бы подход в работе с гиперактивностью вы не выбрали, в любом случае потребуется больше внимания к вашему ребенку и понимания его особенностей. Я же рекомендую изучить всевозможные варианты, посоветоваться с разными специалистами и выбрать, что для вашего ребенка будет наилучшим вариантом. 

Любви и терпения!

все Статьи