Меню+7 (812) 764-44-22

Крупная российская сеть АЗС. Программа "Тренерское мастерство" (3 группы по 3 модуля)

ЗадачаЗадача

Полностью переработать имеющиеся в компании внутренние программы обучения для решения следующих задач

  • Соответствие обучения (в том числе профессионального, hard skills) целям бизнеса
  • Создание практических программ обучения для операторов АЗС, управляющих и наставников

Имеющиеся у компании программы обучения были преимущественно информационными (лекционными). В результате сотрудники получали большое количество знаний, но не обладали практическими навыками, необходимыми для работы. Необходимо было разработать новые тренинговые программы обучения (сохраняя соответствие требованиям стандартов для профессионального образования), переделать систему оценки обучения (которая была "заточена" для оценки знаний, а не навыков), создать целостную структуру обучения для подготовки персонала АЗС. Кроме того, программы были не связаны с задачами бизнеса (например, в программе обучения операторов АЗС очень многие блоки обучения никак не помогали операторам продавать больше товаров компании и обеспечивать лучший сервис клиентам).

Предложенное решениеПредложенное решение

Сергей Шабанов, Алена Алешина и Татьяна Васильева в течение трех месяцев плотно сотрудничали с тремя группами сотрудниками компании. Каждая группа перерабатывала имеющуюся программу обучения в тренинговую. Таким образом, у программы появилась тренинговая структура, блоки, выстроенные по циклу Колба и имеющие цели, связанные с целями компании.

Первая группа перерабатывала программу обучения операторов АЗС. Из имеющейся лекционной программы необходимо было сделать тренинговую программу по циклу Колба, создать новый чек-лист для наставников и управляющих (который оценивал бы наличие конкретных необходимых для работы навыков). В процессе разработки программы группа столкнулась со следующими сложностями:

  • Тренинговая программа с активностями по отработке навыков требует больше времени, чем лекционная
  • Не все важные для работы на АЗС навыки возможно напрямую отработать в учебном классе в связи с требованиями безопасности
  • Необходимо было связать профессиональные навыки и знания с задачами компании (продавать больше товаров, обеспечить лучший сервис клиентам, снизить количество инцидентов, связанных с нарушениями техники безопасности до нуля)
  • Через какое-то время стало очевидным, что программа, ориентированная на цели компании, должна иметь другую логику и структуру, чем казалось изначально

Две другие группы готовили программы обучения для управляющих и наставников на АЗС.

Каждая группа работала по следующей схеме:

Первый тренинг (2 дня). Методический тренинг (структура тренинга, цикл Колба, цели и задачи блоков и упражнений, разработка упражнений и активностей). В ходе первого тренинга группа разрабатывала логику и последовательность блоков для всей программы.

Межтренинговая работа 1. Каждый участник готовил свой блок обучения. Ему необходимо было разработать блок обучения по своей теме по циклу Колба, придумать новые активности для отработки необходимых навыков, сформулировать для каждой активности методические цели и соответствие целям бизнеса (т.е. эту активность мы делаем для того, чтобы люди научились/попробовали/осознали то-то и это будет работать на следующие задачи бизнеса. Тренеры компании постоянно были в контакте с участниками, помогали в разраблотке и давали первичную обратную связь.

Второй тренинг (2 дня). Каждый участник проводил свой блок обучения для коллег и получал конструктивную обратную связь. Таким образом, группа "допиливала" и совершенствовала блоки, кроме того, каждый тренер получил опыт участия в активностях коллег, что позволило ему лучше понимать цели блока и то, каким образом его проводить.

Межтренинговая работа 2. Каждый участник прописывал свой блок обучения вместе со всеми инструкциями и необходимыми материалами.

Третий тренинг (1 день). Участники получили разработанный ими полный комплект материалов по новой программе и имели возможность задать друг другу вопросы, дополнительно продемонстрировать некоторые элементы новой программы.

Таким образом, в результате работы внутренние тренеры разработали три новых программы обучения со всеми необходимыми для их проведения материалами.

РезультатРезультат

  • Разработаны три программы обучения (для операторов АЗС, управляющих и наставников)
  • Программы построены по циклу Колба, включают в себя активности для отработки в т.ч. и профессиональных (технических) навыков
  • Каждая активность имеет тренинговую (методическую цель) и цель, связанную с задачами бизнеса (все активности не просто формируют наавыки, но помогают сотрудникам лучше продавать и работать с клиентами и/или мотивируют на соблюдение техники безопасности, что также является одним из приоритетов компании)
  • Программы связаны единой идеологией и логикой (например, наставники понимают, чему и как обучались операторы и каким образом объективно оценивать уровень навыков, а не знаний)
  • Участники обучения наработали навыки построения обучения по циклу Колба, научились грамотно формулировать цели активностей и тренинговых блоков, повысили твое тренерское мастерство (получили много обратной связи от коллег), стали занимать более равную позицию при общении с группой. Каждый участник на своем опыте "прожил" всю программу обучения
все проекты