Эмоциональный интеллект в бизнесе
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось совсем недавно, чуть более 20 лет назад. Но на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе его уже включили в топ-10 самых необходимых навыков в 2020 году. А вот что пишет об эмоциональном интеллекте Клаус Шваб, автор книги «Четвертая промышленная революция»: «В мире, характерной чертой которого являются постоянные и интенсивные изменения, те организации, в которых имеется большое число лидеров с высоким эмоциональным интеллектом, будут обладать не только большим творческим потенциалом, но и инструментарием, позволяющим им быть более маневренными и успешнее восстанавливаться после потрясений, что служит неотъемлемым признаком способности справиться с дестабилизирующим воздействием. Мышление, ориентированное на цифровой контекст, способное реализовать межфункциональное сотрудничество, превратить иерархии в систему равноуровневых отношений, а также построить среду, в которой будет поощряться генерирование новых идей, в большой степени зависит от эмоционального интеллекта».
Давайте разберемся, почему эмоциональный интеллект в бизнесе приобретает такое значение, и в каких рабочих ситуациях он может оказаться наиболее необходим.
Почему понятие «эмоционального интеллекта» стало таким популярным?
Творческий и интеллектуальный труд в плохом настроении затруднен, а то и невозможен
Эмоциональные и когнитивные отделы мозга тесно связаны. Это означает, что наша способность качественно мыслить и эффективно действовать напрямую связана с нашими эмоциями. В иерархических структурах и на производствах «старой закалки» этим еще можно было пренебречь, введя негласное (а иногда и гласное) правило: «Эмоциями на работе не место!». Если рабочий за станком испытывает какие-то негативные эмоции, он может подавить их и продолжать работать (особенно если за ним надзирает супервизор и за плохую работу ему грозит штраф).
Однако представим современного работника. Теперь основа его работы – интеллектуальный труд. Даже если это простой рабочий на производстве, ему предлагают придумывать идеи для «непрерывного совершенствования», внедрять сложные инструменты бережливого производства, а в некоторых компаниях – и участвовать в управлении компанией (в тех или иных формах). Что уж говорить о тех, кто работает в основном только головой – айтишниках, руководителях, маркетологах, HR. Если такой человек испытывает негативные эмоции, эффективность его работы не просто падает. Она оказывается практически на нуле, потому что испытывая достаточно сильные эмоции, мы не можем хорошо думать. Некоторые отделы мозга могут в прямом смысле слова «отключаться» (нарушаются нейронные связи), когда уровень испытываемой эмоции переходит какой-то предел. И подавить эмоцию, конечно, по-прежнему можно, но решать творческие, интеллектуальные задачи это не поможет.
Поэтому можно говорить о том, что одна из ключевых задач руководителя XXI века – управлять эмоциональным состоянием сотрудников, благодаря чему они смогут работать продуктивнее. Например, в своей лекции Президент Фонда «Сколково» Андрей Шаронов говорил, что CEO теперь должно расшифровываться как Chief Energy Officer, то есть «главный по энергии» (а не Chief Executive Officer, как это принято сейчас).
Возросшая скорость изменений и степень неопределенности
Одной из ключевых особенностей современной бизнес-среды являются постоянные и стремительные изменения. Если раньше компании планировать стратегию на десятки лет вперед, то сейчас большинство из них ограничивается сроком в 3-5 лет. Некоторые эксперты утверждают, что развить гибкость и способность быстро реагировать на изменения сейчас гораздо важнее, чем составлять планы на длительный период.
Когда говорят о современной реальности, часто используют термин VUCA-мир (VUCA — это аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Для большинства из нас работать и принимать решения в таком мире сложно и тревожно. Большинство из современных руководителей воспитывали в духе «контролируй все и держи лицо». Эта установка в XXI веке, когда руководитель все меньше может что-либо контролировать и испытывает очень много эмоций, приводит к быстрому выгоранию и апатии лидеров. В поисках дополнительных источников энергии руководители пьют кофе, употребляют алкоголь, потребляют много быстрых углеводов, но все это не дает желаемой стабильной внутренней энергии. Это связано с тем, что постоянное подавление эмоций требует огромного количества ресурсов (все время необходимо «держать себя»), и люди быстро начинают чувствовать себя истощенными. Если раньше профессиональное выгорание касалось только особо стрессовых профессий, например, авиадиспетчеров, то теперь обычный рабочий день многих руководителей приближается по «уровню нервности» к подобной работе. А значит, навыки управления эмоциями (вместо подавления) становятся не приятным дополнением к профессионализму менеджера, а одной из ключевых основ работоспособности руководителя.
Управление людьми «с характером»
Стресса руководителю добавляют и современные сотрудники. Не так важно, какой буквы их поколение – практически любой современный сотрудник хочет быть услышанным, чувствовать себя важным и ценным, иметь возможность реализовывать свои идеи и заниматься тем, что ему действительно интересно и важно. Еще в конце XX века работа требовала от большинства из нас соблюдения определенных правил поведения, условно говоря, «хорошего поведения». «Не перечь начальнику», «делай как сказано», «лишний раз не высовывайся», «не упрямься, а то работу потеряешь», «держи свое мнение при себе, оно никого не интересует» и т.д. Сейчас сотрудники больше не хотят быть тупыми исполнителями. У них есть мнение и своя точка зрения. А значит, возникает больше споров и конфликтов, труднее достичь договоренности, нужно тратить на коммуникации больше времени и сил (которых и так ни на что не хватает). Теперь вместо «я начальник, ты – дурак, делай и помалкивай», руководителю нужно разговаривать, да еще так, чтобы сотрудник остался доволен. Потому что недовольный сотрудник не может эффективно заниматься интеллектуальным трудом, см. п.1.
Сложные коммуникации
Впрочем, с проблемой достижения договоренностей сталкиваются не только руководители, но и большинство сотрудников в современных организациях. Если в иерархической структуре трудно договориться с соседним отделом, можно свалить проблему на головы руководителей (и победит тот, у кого административных ресурсов больше). Или вообще можно ни о чем не договариваться, проблема висит неделями и не решается, и никого это особо не волнует.
Теперь вовлеченные и мотивированные сотрудники хотят решить проблему на благо организации (что хорошо). И даже готовы договариваться сами, а не сваливать проблемы на головы руководства (что еще лучше). Проблема в том, что им не хватает навыков и умений, чтобы достичь качественной договоренности. Большинство из нас умеет либо прогибать свою точку зрения, либо вынуждены уступать и соглашаться. Мало кто способен построить коммуникацию так, чтобы обе стороны пришли к общему решению, которым были бы примерно одинаково довольны. Но это можно делать, если научиться учитывать эмоциональные законы коммуникации. Тогда при решении сложных вопросов оба собеседника будут оставаться более-менее спокойны, а значит, смогут задействовать свой интеллектуальный потенциал на 100%, что существенно увеличивает их шансы найти хорошее решение проблемы.