5 простых шагов как работать с детским страхом
5 простых шагов как работать с детским страхом
Страх – на первый взгляд, не самая приятная эмоция. Кому нравится его чувствовать? Зачем он вообще нужен? Страх – эмоция, отвечающая за нашу безопасность, поэтому чувствовать страх – это нормально и для мальчиков, и для девочек, страхи есть у всех. Как говорить с ребенком о его страхах? 5 простых шагов.
1. Осознайте, что говорить с ребенком о его страхе страшно и для вас.
«Вот он мне расскажет о своем страхе, и что дальше? Что мне делать с этой информацией?» - часто такая мысль мелькает у родителей, и они предпочитают не говорить об этом вообще, потому что непонятно, что потом с этим делать. Задумывались ли вы, что самого страшного произойдет, если ребенок поделится своим страхом, а у вас не найдется готового ответа, что с этим делать? Правильно, ничего страшного не произойдет. Вы можете не знать ответа прямо сейчас, но вы уже сможете вместе начать думать, что с этим делать, и совершенно точно придумаете.
2. Поделитесь своим страхом и спросите о страхе у ребенка.
Как начать разговор с ребенком? Например, так: «Знаешь, я тут вспомнила, что в детстве очень боялась темноты, и когда нужно было ложиться спать, я всячески старалась оттянуть этот момент. Казалось, что в комнате кто-то есть, я забиралась под одеяло с головой и чувствовала, как сильнее билось сердце, руки холодели… и т.д.» Расскажите о своем детском страхе или о том страхе, который есть сейчас. Опишите ситуацию подробно, расскажите, где в теле чувствовали страх, как вели себя в тот момент. Это позволит ребенку почувствовать, что мама или папа тоже иногда боятся, а значит, они такие же, как он, и хорошо его понимают. После своей истории, спросите «А чего боишься ты? Наверняка, есть что-то, что может пугать, и это нормально. Готов ли ты поделиться со мной?» Дальше все просто: слушайте ребенка.
3. Предложите изобразить страх. Метод арт-терапии.
Приготовьте лист бумаги, карандаши, ручки, фломастеры, чтобы был выбор разных цветов и текстур. Предложите ребенку: «Попробуй изобразить свой страх на бумаге. Здесь нет правильного или неправильного, просто изображай, как тебе чувствуется. Это может быть какой-то конкретный объект или что-то абстрактное.» Почему именно «изобразить», а не нарисовать? Иногда дети считают, что плохо рисуют или не умеют рисовать, и это может быть еще одним страхом. Но если вы точно знаете, что ваш ребенок любит рисовать, то предлагайте нарисовать. Когда ребенок дорисовал, попросите его рассказать об этом страхе через безоценочные вопросы: «Что это изображено? Что это для тебя? А это что-то значит? Какого это цвета? Что для тебя значит этот цвет? В каких ситуациях ты это чувствуешь? Где в теле ты это чувствуешь?» Дайте ребенку возможность самому описать все, что он изобразил, направляя его мысль. После обсуждения, спросите: «Что бы ты хотел сделать с этим листком? Ты сейчас можешь сделать с ним все, что угодно, все, что пожелаешь.» Хорошо бы, чтобы ребенок пожелал выкинуть, смять, порвать – избавиться от рисунка любым способом. И даже если он захочет раскидать мелкие кусочки по всей квартире, пусть так и будет! Для него это сейчас важный процесс. Если ребенок не захотел выкидывать, то ничего страшного, ведь всегда можно нарисовать «Оружие против страха».
4. Осознайте, нужен этот страх или нет?
Страхи бывают разные, их условно можно разделить на 3 вида. Бывает страх чего-то действительно опасного, например, прыгать по крышам или заплывать глубоко в море. Этот страх нам нужен для безопасности, поэтому пусть будет. Следующий страх – страх возможной опасности, например, злой незнакомой собаки, острых предметов. Этот страх нам тоже нужен в небольшом количестве и хорошо ликвидируется обсуждением мер предосторожности. Третий вид страхов – это надуманные страхи, например, страх темноты, страх отвечать у доски. Эти страхи не имеют под собой оснований и скорее мешают нам, чем помогают. Когда страх мешает, с ним можно и нужно работать. Как?
5. Подумайте вместе с ребенком, как можно управлять страхом.
Когда начнете думать, поймете, что способов масса! Вспомнить что-то хорошее, порисовать, послушать веселую музыку, проговорить свой страх и осознать, что самого страшного, поприседать и т.д. Эффективно будет даже просто подышать. Как нужно дышать? Упор делается на выдох, поэтому будем выдыхать. Положите руку на живот, чтобы чувствовать, как он надувается и сдувается. Прикройте глаза, приглушите свет, включите приятную музыку. Сконцентрируйтесь на дыхании. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох, сложив губы так, будто выдыхаете через трубочку. Выдох должен быть в 2 раза длиннее вдоха.
Хвалите ребенка, когда ему удается работать со страхом. Замечайте даже самые маленькие шаги на пути управления страхом, замечайте то, что ему уже удается хорошо. Позитивное подкрепление будет помогать ребенку работать над этим дальше. Говорите с детьми о страхе, будьте для них открыты. Кстати, а чего боится ваш ребенок?