Меню+7 (812) 764-44-22

Эмоции в бизнесе: за и против (интервью E-xecutive c Сергеем Шабановым)

Эмоциям в бизнесе не местоE-xecutive: Сергей, есть ли все-таки место эмоциям в бизнесе?
Сергей Шабанов: Насущный вопрос. Существует два противоположных подхода к эмоциям в бизнесе: многие руководители и бизнесмены полагают, что эмоциям в бизнесе не место, а когда они все-таки появляются, то непременно вредят. Некоторые руководители заявляют, что их сотрудники оставляют все свои эмоции в «ящичках на проходной», как только приходят на рабочее место. Второй подход гласит: необходимо наполнить эмоциями компанию, и только тогда она сможет стать великой и непобедимой.
Мой опыт, как и опыт многих других, говорит, что истина лежит где-то посередине, между двумя подходами. Стоит понимать, что эмоциональный интеллект и эмоциональность – совсем не одно и то же. Эмоциональный интеллект (EQ) помогает нам разумно использовать свою эмоциональность, так как исключить эмоции из жизни компании и управленческой деятельности невозможно. Точно так же невозможно исключить и сухой расчет.

E-xecutive: А что общего между IQ и EQ? Эти два понятия как-то связаны друг с другом?
С.Ш.: Да, несомненно, они связаны. Давайте вспомним историю IQ. Впервые понятие коэффициента интеллекта (IQ), было введено в 1912 году немецким психологом и философом У. Л. Штерном, а первые IQ-тесты появились на свет в 1916 году. Их (эти тесты) восприняли как мерило умственных способностей, а ум в нашем социуме является показателем успешности и эффективности. И уже в середине XX века специалисты, ответственные за подбор людей в компании, повсеместно стали использовать тесты IQ для того, чтобы как можно быстрее набирать/отбирать умных (успешных) людей. При этом они заметили некоторую «странность»: человек, имеющий высокий результат IQ, в некоторых случаях неэффективен в работе, а тот, у которого результаты теста IQ невысоки, бывает гораздо успешнее и быстро продвигается по службе, то есть отсутствует стопроцентная корреляция между «успешностью» и IQ.
Чего-то определенно не хватало. Через некоторое время возникла теория множественных интеллектов, а в 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей вводят понятие эмоционального интеллекта.
Исследования показали, что принятие успешных решений, эффективное общение с другими людьми зависит от IQ лишь на 33%, а вот остальные 67% приходятся на долю EQ. Если же мы будем говорить о роли EQ для лидеров и управленцев (а в их жизни коммуникации, как правило, много), эта разница еще более значительна – 15% и 85%. При этом важно понимать: для того чтобы развивать EQ, для того чтобы понять эту теорию, логико-математические способности, которые в основном замеряет IQ, просто необходимы.
Невозможно сказать, что эмоции и эмоциональность лучше, чем логика и рациональность. Человек - это целостная система, и интеллект - это целостная система, но, ввиду нашего несовершенства, дабы разобраться во всем, приходится заострять внимание на отдельных аспектах.

E-xecutive: Что же такое эмоциональная компетентность?
С.Ш.: Поскольку понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» достаточно новы, то существует некоторая путаница: многие авторы переводят с английского понятие «EQ» как «компетентность». Это не совсем верно, но в среде тех людей, для которых глубокое изучение психологии не является сферой научного интереса, понятие «компетентность» проще и сейчас все чаще применяется менеджерами-управленцами.
Что такое компетентность в общем? Это определенный опыт, набор умений, навыков. Компетентный человек – профессионал своего дела, отлично разбирающийся в конкретной области и пользующийся своими навыками.

Модель эмоциональной компетентности EQuator’а включает в себя четыре навыка:
1. Осознание своих эмоций
2. Осознание эмоций других людей
3. Управление своими эмоциями
4. Управление эмоциями других людей
Навыки эти необходимо нарабатывать планомерно, начиная с осознания собственных эмоций. Когда мы начинаем осознавать, что мы чувствуем и почему, мы начинаем этим управлять.

Вовлеченность сотрудниковE-xecutive: А какая все-таки практическая применимость этого в бизнесе? В управлении другими людьми, в вовлечении их и так далее?
С.Ш.: Давайте вспомним тенденции корпоративного мира в последние несколько лет. Скорость изменений в мире постоянно растет, вместо конкуренции по товару на первое место выходит конкуренция по сервису, возросло количество горизонтальных коммуникаций. Да и вообще меняется представление об идеальном сотруднике: теперь вместо «винтика» в системе это человек инициативный, способный принимать решения и брать на себя за них ответственность.
Для многих талантливых работников снижается значимость материальной мотивации. Потребность получения удовольствия от всех или от большинства сторон работы стала доминировать в шкале мотивирующих ценностей. В связи с этим корпоративная культура компании, нематериальная мотивация, стиль управления руководителя, возможность свободы действий и получения позитивных эмоций на работе становятся существенными конкурентными преимуществами компании как работодателя.

Если внимательно вникнуть во все эти тенденции, становится понятно, что все они затрагивают эмоциональную сферу жизни, поэтому успешной организации и успешному руководителю просто необходимо научиться использовать эмоции для достижения целей организации и учить тому же своих сотрудников. Здесь можно провести параллель со спортом и вспомнить одну из цитат тренера российской сборной по футболу Гуса Хиддинка: «Чтобы играть с одной из лучших команд Европы, следует быть весьма интеллектуальным. Малейшая оплошность будет наказана. Но и играть без эмоций бессмысленно, потому что это нанесет вред выступлению в целом. Если же удастся совместить страсть и отсутствие ошибок, то получится великолепный матч». Точно так же если совместить эмоции и интеллект в управлении компанией, можно достичь фантастических результатов. Это совсем не значит вернуться к хаосу и беспорядку средневековья. Эмоциональный менеджмент, то есть управление, учитывающее эмоции в работе организации – это комплексный и сложный процесс, требующий серьезного планирования и достаточно глубоких изменений в фирме, возможно, формирования несколько иной корпоративной культуры.

E-xecutive: Как же все-таки овладеть эмоциональной компетентностью?
С.Ш.: Почаще спрашивайте себя «Что я сейчас чувствую? Если я испытываю раздражение, то на что? Если мне страшно, то почему?» и так далее. Простой способ, на первый взгляд, но требует немалых усилий, потому что не сразу получится заметить, что в каких-то ситуациях ваше раздражение, например, вызвано страхом, а веселье на самом деле берет начало в раздражении. Тонкостей много, необходимо время, чтобы в них разобраться.
Одна из этих тонкостей весьма существенна. Мы даже назвали ее глобальной драмой эмоционального интеллекта. Для осознания чего-либо нам необходимо иметь два инструмента, это сознание и слово (идентификатор). Мы смотрим на предметы, явления и тому подобное, и прежде чем наступить моменту анализа, вначале мы их обозначаем каким-то словом.

Вспомните детский стих:
Это стул – на нем сидят
Это стол – за ним едят.
Первая часть «это стул» - это процесс осознания.
Вторая часть «на нем сидят» - процесс функционального анализа.
Тривиально, но для эмоций все то же самое.

Итак, прежде чем начинать управлять эмоциями, необходимо задать себе вопрос: «Это во мне сейчас что?». И какие слова в связи с этим мы знаем? Чаще всего люди говорят, что эмоции бывают положительными или отрицательными. Есть в этом некоторое заблуждение - все эмоции нужны для чего-то и даже те, которые в социуме называются отрицательными. Например, страх и гнев незаменимы для того, чтобы выжить.

Вернемся к инструменту. Если мы возьмем самые основные базовые эмоции - это страх, гнев, печаль и радость, - то выясним следующую вещь: на том конце спектра, где интенсивность этих эмоций очень высока, у нас «отключается мозг», и первый инструмент из двух вышеназванных – сознание – пропадает. Помните поговорку «У страха глаза велики»? Или когда в порыве гнева что-то наговорим и потом понять не можем: «Ну зачем же я это все…». Вот, собственно, по этой причине социум их не любит и считает, что эмоциональность – это плохо.

Второй инструмент - слово. Какие есть слова для страха и гнева в самом начале спектра интенсивности? Ну, допустим, раздражение… Но это ведь 15-20%, беспокойство тоже где-то в районе 10-15%, а в самом-то начале? С чего начинаются страх и/или раздражение?
В русском языке есть возможность образовывать такие слова, как, например, страшулька, раздражулька, но пока только печалька активно вошла в обиход и получается, что в тот самый момент, когда мы еще можем осознавать эмоции (и сознание не отключается) просто нет слов в языке. Кстати, и многие известные нам народы не придумали подходящих слов, выражающих эмоциональное состояние в такой низкой интенсивности.

А вот там, где оба инструмента есть, у нас нет навыка. Чем не драма эмоционального интеллекта?
Нас с детства не приучали обращать внимание на себя, на свое телесное, эмоциональное состояние. Нас учили только думать, думать, думать, и мы поверили, что мы только и делаем, что думаем. Даже на вопрос «Как ты себя чувствуешь?» очень часто люди отвечают нормально/хорошо/плохо, или другой вариант «Я думаю, что….» и дальше идут их светлые мысли.

Уважаемые читатели, ведь если мы сейчас задумаемся, то сможем таки вспомнить штук пять техник саморегуляции эмоционального состояния! Сосчитать до 10, глубокий вдох-выдох и тому подобное. Только вспоминать об том в нужные моменты сложно, как раз по вышеназванным причинам.

Итак, развитие эмоциональной компетентности начинается с развития в себе привычки к тому, чтобы периодически обращать внимание на себя и отвечать на вопрос «Какая эмоция сейчас во мне? Что я сейчас чувствую?». Осознание - это ключевой навык. Если получается отловить свою или чужую эмоцию, когда она еще не достигла своего апогея, у вас есть время и шансы начать управлять этой эмоцией.
Не будь этой драмы эмоционального интеллекта, мы с эмоциями управлялись бы гораздо эффективней. Потому что навыков и способов, знаний о том, как эмоциями управлять, у каждого из нас уже имеется достаточно.

Беседовала Ольга Антонова, специально для Е-хеcutive.ru

все Статьи