Меню+7 (812) 764-44-22

Кайдзен

Тип термина: Definition

Термин: Кайдзен

Альтернативные термины: kaizen

Короткое описание: Кайдзен – (яп. kaizen "совершенствование") - это постоянное стремление к совершенству всего того, что делает индивид, воплощенное в конкретные формы, методы, технологии и обращенное к людям.

Длинное описание:

Кайдзен – (яп. kaizen "совершенствование") - это постоянное стремление к совершенству всего того, что делает индивид, воплощенное в конкретные формы, методы, технологии и обращенное к людям. Концепция кайдзен родилась в Японии. Автор этого термина, основатель философии Кайдзен, Масааки Имаи, впервые использовал это слово в 1986 году для обозначения описанной им системы управления в японских компаниях. Ее основа – сокращение времени, расходуемого на операции, не добавляющие «ценности» конечному продукту или уменьшающие ее. Подобные операции определяются понятием Муда, и к ним относятся хранение, накопление, перемещение и т.д.

Выделяют до семи видов процессов, определяемых понятием Муда, хотя ограничений по поводу умножения их номенклатуры не существует:

  1. Процессы, ведущие к перепроизводству.

  2. Процессы ожидания.

  3. Процессы лишней транспортировки.

  4. Процессы излишней обработки.

  5. Процессы, приводящие к избытку запасов.

  6. Процессы, содержащие лишние движения.

  7. Процессы, создающие дефекты.

  8. Процессы, обусловленными отрицанием человеческого фактора.

Последовательное или резкое уменьшение подобных процессов позволяет приблизить время и уровень издержек к минимуму, определяемому только временем передела. Реализация концепции возможна в двух вариантах: или для получения разового результата, или для создания постоянно улучшающегося бизнеса. В первом случае набор разовых мероприятий напоминает то, что происходит при реинжиниринге бизнес-процессов. Во втором случае создание бережливого производства означает перенятие почти всех элементов Кайдзен.

Кайдзен начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных большими запасами. Внедряется концепция 5С (S), чтобы каждый работающий смог осознать необходимость самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума. Параллельно проводится огромная работа по делегированию полномочий и доведению стратегических целей от высшего уровня до всех остальных, в соответствии с их квалификациями и способностями. Подобная работа сочетается с выстраиванием цепочек внутренних поставщиков и потребителей, ориентированных на последних. Цепочки внутренних потребителей и поставщиков соотносят с последовательностями процессов. Это дает возможность формировать потоки создания ценностей, как для внутренних, так и для внешних потребителей. Эти потоки распространяются на поставщиков, что позволяет минимизировать дискретности и разовые объемы поставок с максимальным приближением их к реальным потребностям процессов. Фактически речь идет о подготовке к внедрению бережливого производства по всем предприятиям и сетям поставщиков. Превращение сетей поставок в потоки означает также непрерывность движения перерабатываемых в процессах ресурсов в ритме, задаваемом потребителями по принципу вытягивания.

Таким образом, автоматически создается система JIТ (точно в срок). Все это приводит к созданию системы вовлечения сотрудников в процессы создания ценностей в соответствии со стратегическими целями. Следующие шаги по созданию бережливого производства осуществляются уже фактически при помощи и на основе массовой инициативы по повышению качества и снижению издержек. Персонал, направляя свои усилия на устранение причин несоответствий и лишних и вредных издержек, в рамках периодических мероприятий по улучшениям, способен совместными усилиями создать бережливое производство, как высшую форму эффективного бизнеса.

все Статьи