Меню+7 (812) 764-44-22

Низкий эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект в концепции EQuator состоит из четырех базовых навыков:

  • Осознание своих эмоций
  • Осознание эмоций  других
  • Управление своими эмоциями
  • Управление эмоциями других

Соответственно, можно говорить, что у человека низкий эмоциональный интеллект, если у него плохо развит какой-то (или несколько) из этих навыков.

Низкий эмоциональный интеллектОсознание своих эмоций. Эмоциональный интеллект начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно - никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Чаще мы говорим, что думаем, и не можем назвать конкретную эмоцию, тем более, определить источник ее возникновения.

У большинства людей навык осознания своих эмоций развит недостаточно хорошо (подробнее см. Глобальная драма эмоционального интеллекта). Именно поэтому практически каждому есть, куда развивать свой эмоциональный интеллект. Как правило, в детстве (да и в более взрослом возрасте) нас никто не учил осознавать свои эмоции, предлагали только «держать себя в руках», «контролировать» эмоции и скрывать их от окружающих. Кроме того, в обществе существует большое количество запретов относительно эмоций («Нельзя бояться», «Нельзя злиться на близких, особенно детей», «Не вешай нос» и т.д.). Поэтому осознать свою эмоцию бывает очень и очень непросто даже людям с большим багажом личностного роста и развития.

Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта не способен четко понимать, какую эмоцию он испытывает в той или иной момент, может путать эмоции между собой (думает, что он грустит, когда на самом деле он злится), затрудняется выразить эмоцию словами, плохо замечает изменения своего состояния, а также редко задумывается о том, каким образом испытываемая эмоция может отразиться на его поведении.

Осознание эмоций других людей. Человек с низким эмоциональным интеллектом с трудом определяет эмоциональное состояние собеседника и редко замечает их изменения. Часто он оказывается удивлен реакцией окружающих на свои слова (например, не понимает, почему на него обижаются). Он редко задумывается о том, какие эмоции могут вызвать у партнера по взаимодействию его собственные слова или действия, часто верит в то, что «правильные слова» важнее, чем испытываемые собеседником эмоции («Что ты обижаешься, я же тебе правду говорю»).

Излишне развитый навык осознания эмоций других тоже может мешать. Например, чрезмерно «эмпатичные» люди зачастую легко заражаются эмоциями других людей и потом с трудом могут переменить свое эмоциональное состояние. Таким людям, наоборот, надо научиться «отключать» навык осознания эмоций других людей.

Низкий эмоциональный интеллектУправление своими эмоциями.  Низкий уровень эмоционального интеллекта в данном случае означает, что человек не способен управлять интенсивностью испытываемой эмоции (не может как успокоиться, так и взбодриться, воодушевиться) или переключаться между эмоциями. Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта может надолго «застрять» в испытываемой эмоции, продолжая постоянно возвращаться мыслями к тому, что его беспокоит или раздражает.

Важно не путать «управление эмоциями» с «подавлением». Часто человек думает, что у него высокий уровень эмоционального интеллекта, если он умеет сдерживаться и выглядеть спокойным даже в сложных эмоциональных ситуациях. Это бывает действительно важно, однако только для определенных ситуаций. В других ситуациях можно быть важно, напротив, проявить свои эмоции. Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта не способен соотносить эмоции со своими целями (какая эмоция будет наиболее полезной в его ситуации) и обладает достаточно узким поведенческим репертуаром (реагирует примерно одинаково в разных ситуациях). Человек с высоким эмоциональным интеллектом будет способен действовать по-разному в зависимости от ситуации, выбирая наиболее подходящую эмоцию.

Управление эмоциями других. Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта не способен управлять эмоциями других (не способен успокоить или, напротив, взбодрить других). Часто его попытки «успокоить» другого могут приводить к прямо противоположному результату. В попытках повлиять на других обычно обладает весьма скудным репертуаром (если нужно успокоить другого, предлагает «успокоиться») и в целом редко задумывается о том, каким образом можно повлиять на эмоциональное состояние другого человека.

 

Если вас интересует диагностика эмоционального интеллекта и тесты на уровень эмоционального интеллекта, можно почитать об этом здесь

все Статьи