Меню+7 (812) 425-42-24

В обучении руководителей, есть одна немаловажная особенность

В обучении руководителей, есть одна немаловажная особенность - для них не работает традиционный обучающий подход - от теории к практике. Мало чего есть такого есть теоретического, о чем у них нет информации, если это не совсем уж начинающие руководители. Скорее, они много чего знают, но не всё делают, не применяют на практике, не работают над собой, над своим стилем управления.

Чаще всего это связано с наличием так называемых "иррациональных установок в структуре личности руководителя. Работа с этими установками уже на грани между обучением и личностным ростом. Собственно поэтому в обучении руководителей плохо работают краткосрочные программы. Тренер не успевает набрать кредит доверия, который позволит ему так влиять на участников тренинга, чтобы возникла мотивация к самосовершенствованию, к трансформации, к внутренним личностным изменениям, в частности, тех самых установок.

Давайте приведу пример, чтобы было понятно о чем речь.
У многих руководителей есть такой тезис на уровне личностного верования: "Руководитель всегда должен заботиться о своих подчиненных". Казалось бы, вполне себе хорошая современная идея, заботливый руководитель, в отличие от какого-то сатрапа из прошлого, который только умеет, что на всех орать.

Почему эти установки называются иррациональными? В них есть два ключевых критерия: абсолютизация и долженствование.

Первое. Долженствование.
"Руководитель всегда ДОЛЖЕН заботиться о своих подчиненных". Почему должен? Записано ли это у него в должностной инструкции, которую он подписал, когда вступал в эту должность? Скорее всего нет. "У кого одолжил?" - это любимый вопрос тренера. "Себе", - говорит руководитель. Когда, в каком возрасте, себе одалживал?

Чаще всего это установочка пришла к нему от страха. Например, что когда он стал руководителем, его бывшие товарищи будут его бояться, перестанут с ним взаимодействовать, поэтому он начинает проявлять излишнюю заботу. Страха не большого, почти незаметного, его и страхом то не назовешь. Кроме того, он совершенно не осознается, но при этом этот страх вполне достаточен, чтобы влиять на мысли и поведение руководителя.

Или, возможно, так поступал его отец руководитель. Или наоборот отец рассказывал, что его руководитель злыдень, а должен заботиться о своих подчиненных. В общем, где-то в детстве или юности эту установку наш руководитель "подхватил" и теперь живёт с ней, как будто она истина в последней инстанции, и он действительно должен. Нет, если не одалживал, то не должен! Мы не говорим, что это хорошо или плохо, он просто не должен и всё.

Второе. Абсолютизация. "Руководитель ВСЕГДА должен заботится о своих подчинённых". Вот прям всегда всегда - в каждый момент времени, т.е. во время сна, обеда, отпуска. ВСЕГДА! Когда мы об этом рассказываем на тренинге, участник говорит: «Нет, конечно, мы не это имели в виду». А в этом-то и ключ. Как установка сформулирована, так она и влияет! Собственно, вред иррациональной установки в том, что можно «иметь в виду» что-то другое, а влияет так, как сформулирована. И руководитель работает так, как будто всё время всем должен.

Кроме того, наличие такой установки не позволяет трезво взглянуть на сотрудников, которые работают неэффективно или которые явно не на своем месте и пора с ними расстаться.

Найдя у себя подобную установку, руководителю имеет смысл с ней поработать. Что значит поработать - расскажу в следующем посте.

все Статьи